Антивоенный торт Анастасии Чернышевой / Фото: bakery_xoxo

24.05.2023

Сводка антивоенных репрессий


English version

Пятнадцать месяцев назад Россия начала полномасштабную войну против Украины. Одновременно с этим начался новый виток репрессий против людей внутри России. Избиения в отделах полиции, почти каждый день новые фигуранты уголовных антивоенных дел, репрессии на законодательном уровне.

ОВД-Инфо продолжает собирать и анализировать данные о политических и антивоенных репрессиях в России. Поддержать проект можно по ссылке.

Ограничение права на свободу собраний

В этом месяце стало известно о новых случаях применения насилия и давления при задержании. Так, в отделе полиции разбили лицо и выбили зубы 36-летней москвичке Инне Оленич, задержанной в октябре из-за критики войны в Украине. Были ещё как минимум 3 сообщения о насилии при задержаниях в этом месяце. Александра Посконного, вышедшего в пикет с флагом Украины, избили и при задержании, и в автозаке, а у пикетчика Владислава Ореховского, помимо избиения, вымогали деньги. 17-летнюю девочку после массового задержания на антивоенной выставке в Тайцах отвезли в социальный приют для детей «Транзит» в Петербурге.

Репрессии на законодательном уровне

Сейчас на рассмотрении находятся законопроекты, предлагающие закрепить, что любое сотрудничество с иностранной НКО возможно только после внесения в специальный реестр сведений о структурных подразделениях такой организации на территории России и начала контроля за их деятельностью. В случае, если в реестре таких сведений нет, за сотрудничество с НКО или за организацию ее деятельности наступит административная или уголовная ответственность.

Также в очередной раз власти предлагают ужесточить законодательство об «иностранных агентах». Внесенные законопроекты, например, предписывают третьим лицам учитывать ограничения, которые применяются к иностранным агентам, и не способствовать нарушениям «иноагентского» законодательства. 

Кроме того, законопроекты закрепляют за Минюстом полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства об «иностранных агентах» – раньше такой контроль Минюст осуществлял только за самой деятельностью «иноагентов». Теперь поводов для контроля и штрафов у Минюста будет больше, так как будет больше оснований составлять протоколы

Ведомство также будет выдавать предписания, требующие соблюдать законодательство об иностранных агентах – как самим иноагентам, так и “третьим лицам”.

В этом месяце законодатели успели также принять поправки в закон о выборах – теперь существует запрет на проведение предвыборной агитации через интернет-ресурсы, доступ к которым ограничен Роскомнадзором, а также ряд упрощений в проведении ДЭГ. Например, минимальное количество бумажных бюллетеней, передаваемых каждому участку, будет определяться решением организующего выборы избиркома – раньше их было не менее 70%. 

Всего с начала полномасштабной войны законодатели успели внести на рассмотрение как минимум 44 репрессивных закона.

Уголовные дела

В этом месяце стало известно про 41 нового фигуранта «антивоенного дела». За это время как минимум в двух случаях фигурантам антивоенного дела не оказывали надлежащую медицинскую помощь в заключении – пенсионерке Наталье Филоновой из Улан-Удэ и преследуемому по статье об оправдании терроризма Феликсу Елисееву из Москвы. Также суд в Калининграде отказался отправлять на медицинскую экспертизу Игоря Барышникова — 64-летнего активиста, обвиняемого по делу о военных «фейках. У мужчины обострилось хроническое заболевание и есть подозрение на онкологию. Его адвокат ходатайствовала об экспертизе, чтобы определить, сможет ли Барышников в таком состоянии находиться в заключении – обвинение запросило ему 8 лет лишения свободы.

Находящихся в заключении фигурантов ограничивают в контактах с внешним миром. Так, руководство СИЗО-1 Тюмени не передает фигурантам дела уральских антифашистов Юрию Незнамову, Данилу Чертыкову и Денизу Айдыну книги, отправленные группой поддержки. Петербургскому гимназисту Егору Балазейкину, который находится в СИЗО как подозреваемый в поджоге военкомата, после первой недели заключения перестали передавать письма от всех, кроме его родителей. Не передают письма также автору “Протестного МГУ” Дмитрию Иванову и журналистке RusNews Марии Пономаренко.

В этом месяце также стало известно о новых случаях применения насилия в фигурантам уголовных дел – например, стало известно что 26 апреля, после задержания Станислава Величко его били и угрожали предъявить обвинения его жене. Знакомая Натальи Филоновой рассказала, что во время задержания Филоновой силовики применили силу: в заключении судмедэкспертизы есть подтверждение о гематомах на руках пенсионерки. Алексей Москалев, обнаружившийся в СИЗО Смоленска, рассказал о насилии белорусских силовиков при задержании в Минске – его сильно избили, в том числе били головой об стену. Из-за наручников у Алексея до сих пор не восстановилась иннервация кистей рук: он не чувствует больших пальцев. Осужденный по статье о повторной дискредитации армии блогер Асхабали Алибеков рассказал, что его избили сотрудники следственного изолятора. Всего как минимум к 37 фигурантам “антивоенного дела” силовики применяли насилие. 

В этом месяце появилось также много новостей о преследовании за отказы ехать воевать в Украину. Так, рядовой из Петербурга после начала войны почти год пытался уволиться со службы – его приговорили к семи годам колонии. Двоих военных из Камчатского края приговорили к реальным срокам из-за отказа воевать. 25 суток административного ареста назначали военнослужащему Константину Трифонову, отказавшемуся убыть в командировку для участия в военных действиях. Кроме того, в СИЗО отправили Константина Павлова — депутата Брянской областной Думы, который ранее помог 40 мобилизованным не отправиться на войну. Его обвиняют в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК). 

Были и хорошие новости – нижегородский студент Артем Лебедев, которого ранее подозревали в поджоге военкомата, отсудил у государства 100 тысяч рублей компенсации за необоснованное преследование. Уголовное дело против него прекратили из-за отсутствия доказательств.

Защитники ОВД-Инфо за месяц помогли 62 фигурантам в 53 уголовных антивоенных делах в 33 городах. Адвокаты помогли подзащитным во время одного обыска и 10 допросов. 

Поддержать ОВД-Инфо.

Административные дела

По данным «Медиазоны»

В дискредитации армии продолжают обвинять за самые разные действия, хотя бы косвенно связанные с Украиной и российским вторжением. Например, преподавательницу техникума Ольгу Лахман Орский суд оштрафовал на 30 тысяч рублей — поводом стала распечатка о вторжении России в Украину из «Википедии». Кондитера Анастасию Чернышеву в Москве оштрафовали на 35 тысяч рублей из-за тортов с антивоенными надписями.

Защитники ОВД-Инфо за этот месяц участвовали в 56 административных делах в судах и помогли 21 задержанному. Например, помогали задержанным на антивоенной выставке в пгт Тайцы Ленинградской области. Также в Ленинградской области задержали в преддверии 9 мая художницу Катрин Ненашеву.

Поддержать ОВД-Инфо.

Внесудебное давление

В этом месяце стало известно о 19 новых случаях. Одной из них стала украинку, живущая в Сочи. Её дважды арестовали из-за постов в поддержку родной страны, позднее связанный с силовиками телеграм-канал опубликовал видео с ее «извинениями». Принуждения к извинениям за антивоенные высказывания достаточно часты – нам известно о еще 8 таких случаях, произошедших в течение последнего месяца.

Силовики также используют тактику давления на родственников антивоенных активистов. Так, в этом месяце было как минимум 9 таких случаев – например, задержали мать художника Андрея Семкина, проводившего антивоенную выставку, и требовали, чтобы он приехал к ним; в Севастополе мать подростка заставили извиняться из-за опубликованного им видео; полицейские приходили к родственникам антивоенной активистки Анастасии Назарук домой и на работу не менее пяти раз.
Как минимум двух священнослужителей в этом месяце лишили сана за антивоенные высказывания – протодиакона Андрея Кураева и священника Иоанна Коваля.

Продолжается давление за антивоенную позицию в образовании. На новосибирский колледж после прокурорской проверки составили три протокола – в нем не проводили «Разговоры о важном», а проверка началась после доноса местного жителя на то, что учащимся «пропагандируют поражение России в СВО». Директриса школы донесла в полицию на девочку, которая пришла на учебу с желто-синими афрокосичками и знаком «Инь-Ян», – в отношении мастерицы, сделавшей косички, начата проверка. Учителя литературы из ярославской гимназии Василия Разумова и преподавательницу красноярского ВУЗа Наталью Подоляк уволили из-за антивоенных постов. Суд отклонил иск 18-летнего белгородского активиста Вадима Бурлакова к преподавательнице колледжа, которая назвала его «дураком» и «предателем» из-за антивоенного пикета.

«Иноагенты» и «нежелательные организации»

В мае как минимум на 8 человек составили протоколы за отсутствие маркировки – на Александра Невзорова, Татьяну Лазареву, социолога Виктора Вахштайна и руководительницу ресурсного центра «АННА» Марину Писклакову-Паркер, блогера Михаила Светова, музыкантов Монеточку, Noize MC и Моргенштерна.
Кроме того, на руководителя НКО-иноагента «Интерра» Елену Бобровскую составили протокол по статье об участии в деятельности «нежелательной организации» (ст. 20.33 КоАП). Поводом для преследования стал пост на сайте организации – в публикации, сделанной два года назад, якобы упоминалось название партнера, который позже признали «нежелательной организацией».

Статус «нежелательности» получили собрание бывших российских депутатов «Съезд народных депутатов» и международная некоммерческая организация Greenpeace International, занимающаяся защитой природы во всем мире.

Минюст сообщил, что в 2022 году сумма штрафов «иностранным агентам» составила 228,6 миллиона рублей, что в 60 раз больше, чем в 2021 году.

Блокировки и цензура

Среди прочих, в этом месяце заблокировали сайты правозащитных организаций «Движение сознательных отказчиков» и Human Rights Without Frontiers, сайт проекта журналистов «Новой газеты», сайт оппозиционного политика Николая Бондаренко и даже сайт немецкого телеканала OstWest. 

Wikimedia Foundation (фонд, поддерживающий Википедию) в очередной раз оштрафовали за неудаление информации о войне, на 2 миллиона рублей.

Давление на гражданское общество

Московский городской суд удовлетворил иск Министерства юстиции о ликвидации Информационно-аналитического центра «Сова». 

Здание, из которого власти Москвы выселили Сахаровский центр, неизвестные обклеили наклейками с буквами Z. 

Председателя пермского «Центра исторической памяти» Александра Чернышова сняли с рейса в аэропорту «Шереметьево» и задержали на 15 суток по статье о мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП) – позднее против него и экс-главы пермского «Мемориала» возбудили уголовное дело по статье о покушении на контрабанду культурных ценностей. Александру назначили меру пресечения в виде заключения под стражу. 19 мая с обысками. связанными с этим делом пришли как минимум к трем правозащитникам и членам пермского «Мемориала», к двум членам правления пермского «Центра исторической памяти», к юристам, сотрудничавшим с правозащитниками, а также к журналистке Татьяне Черепановой.

Правозащитника и бывшего сотрудника Правозащитного центра «Мемориал» Бахрома Хамроева приговорили к 14 годам колонии. Его признали виновным по двум террористическим статьям на основании постов в фейсбуке и обращений в ЕСПЧ по фигурантам дел «Хизб ут-Тахрир».

В Москве и Санкт-Петербурге прошли обыски у оппозиционных политиков и главреда петербургского издания «Ладога» – силовики пишут, что они якобы связаны с оппозиционером Ильей Пономаревым и участвовали в заседаниях «Съезда народных депутатов».

Ссылки на другие данные и доклады ОВД-Инфо:

Фото на главной: Антивоенный торт / Фото: bakery_xoxo